02.02.2011 11:11 МСК Выпускник «Пажеского корпуса МПС»
Наш собеседник хорошо известен людям, которые внимательно следят за развитием российского телевидения. Анатолия Григорьевича Лысенко, так же как и Олега Попцова, называют крестным отцом российского ТВ: много лет Лысенко был Генеральным директором на телевидении…
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
В свое время Анатолий Лысенко окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, несколько лет работал на Люблинском литейно-механическом заводе, учился в аспирантуре, преподавал политэкономию и экономику производства. Потом судьба сделала крутой поворот, и связано это было с телевидением…
ЛЫСЕНКО: Мой отец также окончил МИИТ; впрочем, это относится практически ко всем членам моей семьи. Так получилось… Честно говоря, я не хотел быть инженером: по своему складу я скорее гуманитарий и, думаю, наилучшим вариантом для меня могла бы быть профессия библиотекаря.
А еще я хотел стать историком, и не просто историком, а работать в архивах: когда я был мальчишкой, мы приезжали в Винницу, и мамины подруги брали меня в старый монастырь в Мурах, где располагалась огромная областная библиотека… Я бродил мимо этих старых книг… А первой подаренной мне на трехлетие книжкой были «Сказки Гауфа». Так она у меня лежит и по сей день, — я знаю ее почти наизусть. Представьте, мне подарили ее в 40-м году; сколько же лет она у меня хранится! Но любимой книжкой была не она: я очень любил «Почемучку» Житкова и без конца заставлял маму читать мне ее… В конце концов, по-моему, мама книгу эту просто возненавидела…
В общем, я мечтал стать историком-архивистом, пришел поступать в Архивный институт. То, что было потом, очень похоже на описанное Фазилем Искандером. Товарищ, который брал документы, посмотрел мои бумаги и сказал: «Молодой человек, я вам не советую сюда поступать… Пошли бы вы в МИИТ, — у вас отец — начальник главка в МПС…» Тогда Историко-архивный институт находился под эгидой НКВД, а в моей истории роль сыграл тот самый «пятый пункт».
Я очень обиделся — за себя и за пятый пункт, и поехал домой. Вечером я хорошо выпил водки — впервые в жизни, а утром, проснувшись с колоссальным трудом, заявил, что поеду поступать в университет. Мама как человек мудрый поняла, что в университет меня тоже не возьмут, и сообщила, что мои документы папин помощник Петрухин уже отвез в МИИТ…
В МИИТе я не прошел медицинскую комиссию — по зрению, страшно этому обрадовался и радостный поехал домой: ну не подхожу я по зрению, — сообщил я родителям. Но отец спокойно сообщил мне, чтобы я готовился сдавать экзамены. А уж зрение, — сказал он, — я как-нибудь за тебя сдам… Я действительно получил тридцать баллов из тридцати возможных и пошел учиться… И знаете — ни на секунду не жалею: это мой любимый институт, я до сих пор с ним дружу; был членом его Попечительского совета, часто принимаю участие во всех институтских мероприятиях.
Вообще это было удивительное учебное заведение: не зря его называли «Пажеским корпусом МПС», — вообще-то железнодорожники представляли собой довольно замкнутый мирок. А при Кагановиче это была достаточно самостоятельная «империя»… Институт мне дал очень много, и надо сказать, что его выпускники работают в самых невероятных областях…
————————————————————————
— С 90-го по 96-й год вы были Генеральным директором ВГТРК. Это был период, когда появилось новое телевидение…
ЛЫСЕНКО: Да… Вообще же я твердо убежден, что телевидение задумывает, пишет и режиссирует время. Именно потребности времени определяют его содержание. Мы пришли в момент, когда потребностью общества стал другой подход и рассказ. Это совпало и с требованием группы, пришедшей к руководству страной. Такая вот логическая цепочка… Когда заканчивается эпоха бури и натиска, начинается эпоха спокойствия. А в эпоху спокойствия революционное, будоражащее телевидение уже неактуально: начинается фаза покоя, своеобразного «застоя». И фаза покоя требует своего телевидения…
http://www.radiorus.ru/news.html?id=517950