Разговор с
Анатолием Лысенко
Этот проект посвящен Анатолию Григорьевичу Лысенко. И одновременно это продолжение разговора с одним из отцов-основателей отечественного телевидения.

О том, каким человеком был Анатолий Григорьевич и какую роль он сыграл в истории нашего телевидения, вы узнаете из первых уст. Его воспоминания раскрывают тайны профессиональной и личной жизни нескольких поколений телевизионных журналистов.

О сделанном и о коллегах Анатолий Григорьевич всегда говорил точно, живо, легко и с юмором.
Разговор с
Анатолием Лысенко
Этот проект посвящен Анатолию Григорьевичу Лысенко. И одновременно это продолжение разговора с одним из отцов-основателей отечественного телевидения.

О том, каким человеком был Анатолий Григорьевич и какую роль он сыграл в истории нашего телевидения, вы узнаете из первых уст. Его воспоминания раскрывают тайны профессиональной и личной жизни нескольких поколений телевизионных журналистов.

О сделанном и о коллегах Анатолий Григорьевич всегда говорил точно, живо, легко и с юмором.
Разговор с
Анатолием Лысенко
Этот проект посвящен Анатолию Григорьевичу Лысенко. И одновременно это продолжение разговора с одним из отцов-основателей отечественного телевидения.

О том, каким человеком был Анатолий Григорьевич и какую роль он сыграл в истории нашего телевидения, вы узнаете из первых уст.

О сделанном и о коллегах Анатолий Григорьевич всегда говорил точно, живо, легко и с юмором.
Я понимаю, что больше не смогу ему позвонить. Но я, тем не менее, буду продолжать с ним разговаривать, как и многие пришедшие сегодня в «четверку» (четвёртую студию телецентра «Останкино»), те, кто здесь работал, вырос и кому он дал шанс. Анатолий Григорьевич, мы вас любили, любим и будем любить.
Константин Эрнст, генеральный директор «Первого канала»

Начало

Я пришел на телевидение в сентябре 1957 года. Первая передача представляла собой оживленную дискуссию на тему любви и дружбы. Как я туда попал, не помню.

В передаче участвовала, в частности, Алла Йошпе. И я там чего-то крякал. Я и забыл бы об этой программе, если бы не наш сосед Лелик Чижов, который умудрился меня сфотографировать с экрана телевизора.
Моя первая передача. Фотография с экрана. Сентябрь 1956 г.

Рисунок и текст

Когда я учился в аспирантуре, мне позвонил чудесный художник, в дальнейшем – главный художник «Советского экрана», тоже МИИТовец, Олег Теслер и говорит: «Завтра в МИИТ приезжают с телевидения, хотят посмотреть и, может быть, взять какой-нибудь наш номер».
И чего? Сейчас Олежка с Лысым всё отлабают!
Мы приехали на Шаболовку, стали репетировать, потому что эфир-то живой. И кто-то из ребят предложил сделать номер на рисунках. Это тогда было модно: рисунок – и текст, рисунок – текст, рисунок – текст или же фото – текст, фото – текст… Но что такое десять минут? 70-80 рисунков с текстом.

А ребята говорят: «И чего? Сейчас Олежка с Лысым все отлабают!» Решили попробовать. Нам только успевали подносить листы – Олег Теслер рисовал двумя движениями, я писал текст. И это дали в эфир. Утром позвонили: «Ты не возьмешься вести передачу «Комсомольский прожектор»? Начальству очень понравилось, как вы лихо сделали рисунки». И я согласился.

Промышленность и телевидение

С 64-го года у меня выходило каждый месяц три-четыре материала. Я продолжал учиться в аспирантуре. Кандидатская диссертация шла ни шатко, ни валко. Я начал преподавать политэкономию и «Организацию планирования промышленного
производства».

Связывать свою жизнь с ТВ, превратившись в нештатного автора – существо довольно бесправное, не хотелось. Я не верил, что меня возьмут на телевидение. А идя туда работать, понимал, что всю оставшуюся жизнь буду старшим редактором. Движение наверх исключалось.
Я отшутился, что
умру под забором «Останкино»
Я вообще был первым и последним человеком с еврейской национальностью, взятым на должность
редактора с 1968 по 1990 год. За двадцать четыре года – больше ни одного! Режиссеров брали. Редакторов – нет. Потому что редактор считался идеологической должностью.

Когда отец узнал, что я принят на телевидение в штат, он произнес только одну фразу: «Ты умрешь под забором Киевской киностудии». Тогда хуже Киевской киностудии ничего не было. Ну, разве что «Киргизфильм». Я отшутился, что умру под забором
«Останкино».
Анатолий Лысенко.
Перед очередным съездом комсомола

МОЛОДЁЖНАЯ РЕДАКЦИЯ

Молодежная редакция была довольно странным образованием в системе Центрального телевидения. Все редакции имели тематическую направленность. Главные редакции: информация, пропаганда, учебная, музыкальная, кино, литдрама, спортивная,
народного творчества. Все понятно.

А тут – редакция, в которой заняты всем: музыкой и
пропагандой, научно-популярными и развлекательными программами, спортом. Делают спектакли, ищут таланты и рассказывают об ударных стройках. И все как-то по-особенному, с вывертом, что-то тут не так.

Молодежная редакция из сорока человек занимала на Шаболовке комнату метров тридцать. В ней помещались семь столов, за каждым из которых сидело по несколько человек, и диван. Когда мы переехали с Шаболовки в «Останкино», уже было посвободнее.

В редакции все были яркие личности.
И в памяти остались эпизоды, связанные почти с каждым.
«Мальчонки, это не пойдет». Мы поднимали бешеный крик
Я больше не встречал никого, кто обладал бы столь высоким чутьем на талант, на необычность, как Маргарита Эскина. Нам не один раз приходилось приносить Маргарите Александровне какую-нибудь идею, казавшуюся невероятно интересной.

Марго, как мы ее называли, пробегала глазами по листку с нашими каракулями и говорила: «Мальчонки, это не пойдет». Мы поднимали бешеный крик, утверждали, что она реакционерка, соглашатель. Продолжали настаивать на своем, и в итоге она говорила:

«Ну, делайте…» Передача делалась – и действительно не шла. Марго, принимавшая участие в создании программ «От всей души», КВН, «Аукцион», «А ну-ка, девушки!» и
многих других, чувствовала: получится – не получится.
Марианна Краснянская, Маргарита Эскина и Микаэл Таривердиев. Семидесятые годы
Кира была для нас, как дочь полка
Мало кто знает, что Кира Прошутинская планировалась в качестве ведущей в программу «От всей души», но не срослось, уж больно она была юной. Кира была для нас, как дочь полка.
Мы ее воспитывали, выдавали замуж, разводили.

Разойдясь с первым мужем, она собиралась выходить за дипломата. Но почему-то сомневалась и переживала:
«Не знаю, как все будет складываться…» На что Володя Соловьев ей сказал: «Что ты не знаешь? Ну, переспи с ним! Понравится – продолжишь! Не понравится – пошлешь подальше». Эдик Сагалаев, только что пришедший к нам из ЦК комсомола, рассказывал потом, что в тот момент ужаснулся: «Куда я попал?!»

Кира всегда основательно готовилась к передаче, становилась
перед камерой и произносила: «Молодой человек сегодняшнего
дня...». Любимый ее вопрос того периода: «А трудно вам было?»
Что называется, с микрофоном в душу. И я написал ей:
«Кира
брала интервью у Христа,
Когда его только что сняли с креста.
Горло волнение перехватило:
«Скажите, пожалуйста, трудно
вам было?»
Кира Прошутинская
«Дохленький какой-то, не годится»
С Сашей Масляковым мы познакомились году в 60-м. Режиссер КВНа Белла Сергеева посмотрела на Саньку и решила, что не возьмет его: «Дохленький какой-то, не годится». А дня через три вдруг вспомнила про него: «А где этот дохленький? Он вроде ничего, приведи его!»

Санька к тому моменту уже окончил институт, год отработал инженером в Гипросахаре, пошел на Высшие курсы работников телевидения. В штат телевидения мы были приняты буквально с интервалом в месяц.
Александр Масляков
Доходило до криков, рыданий
Меня иногда спрашивают: «Где вы учились телевидению?» А что ответишь? Формально нигде, а фактически кафедрой была молодежная редакция, плюс мастер – Владимир Ворошилов.

С Володей очень тяжело было работать ассистентам режиссера, администраторам, всем. Доходило до криков, рыданий. Они ненавидели друг друга во время работы, они клялись никогда в жизни даже близко не подходить к нему. Но заканчивалась передача, выяснялось, что, слава Богу, все живы, никто не перегрыз другому горло, и назавтра они, как ни в чем не бывало, продолжали работу.
Владимир Ворошилов
Молодежка – это также Алексей Габрилович, Игорь Беляев, Дмитрий Дибров, Константин Эрнст, Эдуард Сагалаев, Александр Пономарев, Елена Смелая, Олег Корвяков, Анатолий Монастырев, Андрей Разбаш, Владислав Листьев, Светлана Аннапольская, Михаил Лесин, Александр Акопов, Марат Гюльбекян…

Эти имена есть во всех учебниках телевидения. И профессора МГУ Сергей Муратов и Рудольф Борецкий, которые в числе прочего пишут учебники, тоже прошли через молодежку. Такое впечатление, что это была докторантура телевидения.

«Не трогай нас, сгрызём!»

Я возглавлял парторганизацию молодежки с 1969 по 1987 год. Свою задачу в молодежке я видел в том, чтобы защитить людей от вмешательства партийных органов.

И это удавалось делать. Нельзя сказать, что в редакции собрались ангелы, но у нас не было персональных дел.
Анатолий Лысенко
Люди собирались по принципу: «Он не сволочь?»
Коллектив был очень дружный. Если на нас нападали снаружи, мы объединялись: как крокодилы, которые, защищаясь, становятся хвост к хвосту, выставив наружу только пасти, – и не трогай нас, сгрызем.

Я и по сей день не понял, как сложилась молодежная редакция. Никто никого специально не подбирал. Хотя люди собирались по принципу: «Он не сволочь?» Если нет — хорошо. Ну а если еще выяснялось, что человек творческий, вообще замечательно. Иногда нетворческие люди в процессе работы вдруг становились творческими и незаурядными. И, надо заметить, практически все нашли себя в этой жизни.

Мы были нелюбимой редакцией, и это чувствовалось: нам и техники поменьше дадут, и сотрудников. Мы же не информация и не пропаганда. Но даже в этих условиях мы умудрялись делать качественные передачи. Каждый год молодежная редакция готовила три-четыре новые передачи. Мы придумывали программы сами.

Немногочисленные мужики молодёжки

«А ну-ка, девушки!» придумали три шмеля в цветнике

Создателями передачи «А ну-ка, девушки!» были Марат Гюльбекян, Саша Шмелев и Володя Акопов. Троица, широко известная «активной» личной жизнью, гусарством и глубоким интересом к женской половине человечества. Думаю, именно это и подвигло их работать над программой. Как заметил Володя Соловьев: «Три шмеля в цветнике».

«Шмели» были людьми талантливыми, придумщиками – сейчас это называется креативными. Они понимали, что основа жизни советской женщины – созидательный труд. В поле, на шахте, заводе, железной дороге и т.д. Следовательно, соревноваться надо в профессии. И плюс к этому добавить «гармоничное развитие личности», то есть всевозможные танцы-шманцы. Коктейль получился удачным. Для девушек это был старт в жизнь.

«От всей души»

Идею передачи «От всей души», которая считается отечественной, позаимствовали на Западе. Там была юмористическая программа, в которой все строилось на неожиданных встречах в студии. А мы – Лариса Муравина, Марьяна Краснянская, Кира Прошутинская, Елена Смелая и я – как раз сняли фильм «Стоянка поезда одна минута», который тоже строился на неожиданностях.

Героем избрали железнодорожника. Почему? Легче доехать. И Лариса отправилась на разведку. Выяснилось, на Смоленской дороге есть начальник станции, которому вот-вот будет 50. О человеке узнали все. Это ведь Лариса, она ничего не упустит, а материалы собирала, выдавая себя за корреспондента «Гудка». Всю жизнь, за исключением военных лет, наш герой проработал на этой станции, где поезд останавливается один раз в день, на одну минуту, воспитал много учеников. Ветеран войны, но связь с однополчанами потерял. Посадил на станции сад и мечтает, чтобы в нем росли голубые ели, как у Кремлевской стены. Любит Утесова.
Все началось с мысли:
как снять неожиданную радость человека?
Когда все выяснили, началась работа: кто-то ищет однополчан, кто-то собирает учеников, Марго договаривается с Утесовым, меня с ассистентом режиссера Сашей Селезневым послали в питомник выкапывать голубые ели, К поезду прицепили специальный вагон, в котором – оркестр, актеры, ученики, однополчанин, руководство дороги, голубые ели и мы с Кирой Прошутинской.

В день рождения нашего героя ему прислали телеграмму, что идет спецгруз и надо встретить поезд. Когда поезд остановился, из последнего вагона появился оркестр, из кустов вылезли четыре кинооператора. Поезд ушел, и юбиляра стали поздравлять актеры и однополчанин. А потом уже гуляла вся станция. Мы поняли, что это потрясающе: открыть неожиданное в человеке. Мы же нелюбопытные, не знаем, кто живет рядом.

«Наша биография» – триумф молодежки

Пришел от Лапина в августе 1976 года несколько удивленный наш главный редактор Евгений Широков, собрал «малый редакционный хурал» и сообщил, что принято решение поручить нам подготовить к 60-летию Революции 60 фильмов, по фильму на год, рассказывающих о жизни страны. Фильмы должны быть адресованы молодежи.

Биография! Фанфары! Автобиография страны – значит, люди, которые рассказывают о жизни. Хроника – фон. Главное – судьбы. Даешь «Автобиографию страны»! Руководство не поддержало, но согласилось на более нейтральное название – «Наша биография».

Съемки, поиски людей, отбор хроники, архивы. Темп, темп и еще раз темп! Песню к циклу «Наша биография» сочинили буквально за одну ночь.
Вручение Государственной премии за цикл "Наша биография". 1978 г.
Из «Останкино» мы не выходили более 10 дней
Когда мы услышали припев: «Мне не думать об этом нельзя, И не помнить об этом не вправе я, Это наша с тобою земля, Это наша с тобой биография», мы поняли, что снимаем. Идея цикла до конца оформилась: это коллективно пишущаяся биография страны.

Монтировали мы, что называется, с колес. Зачастую отсмотреть материал было некогда. Перемонтировать техника не позволяла, сделать вставку тоже. Из «Останкино» мы не выходили более 10 дней.

Эта эпопея длилась год. Потом была радость победы, Государственная премия СССР, которой, правда, не хватило на грандиозный банкет, пришлось лауреатам скидываться. Кстати, среди лауреатов были инженеры, педагоги, художники, водолаз, переводчик с албанского, даже зоотехник. И всего один режиссер. Сложная штука телевидение.

«ВЗГЛЯД»

В конце 1986 года было какое-то кисловатое ощущение: началась перестройка, народ на Пушкинской площади читает «Московские новости», появляются новые журналы, создаются кооперативы – в общем, заметно какое-то движение, а у нас легкий простой. Вроде бы мои фильмы по телевизору показывают, деньги платят – все нормально, но удовольствия нет. И сухой закон, что тоже осложняет дело. Думал, ничего уже не предвидится, да и мне уже 50 лет (тогда казалось, что это очень много). Если бы я знал, что у меня начинается новая жизнь.

«Взгляд» родился, как ни странно, из социального заказа ЦК КПСС. Прекратилось глушение западных радиостанций, и надо было создать передачу, которая отвлекала бы молодежь от вражеских голосов.
Аппаратная "Взгляда".
Анатолий Лысенко.
Андрей Шипилов
(это он привел на ТВ легендарную четверку). Марина Лозовая - ярый борец за рок-музыку
Задумано было, как у Наполеона, а вышло, как у Ваньки-маляра
Идея родилась, но что из этого получится, не понимал никто. Необычной – понятно, интересной – понятно, информационной – понятно, изобразительно яркой – тоже понятно, отличающейся от всех – понятно. Одно оставалось непонятным: как это сделать?

Конечно, основные надежды были на редакцию информации. Туда сходились все информационные потоки, сюжеты зарубежных телекомпаний и международных агентств. Но задумано было, как у Наполеона, а вышло, как у Ваньки-маляра. Наш беспросветный оптимизм не оправдался. Буквально через полмесяца в эфире появилась «До и после полуночи» с Владимиром Молчановым. В программе «Время» решили начать без нас....
"Взгляд". Настроение отличное. Конец 1980-х
У меня возникли образы ведущих: шармер, тедди-бой и знайка
С момента создания «Взгляда» я перестал быть журналистом в кадре. Моя функция: «придумай и отдай другому». Это очень тяжело: сколько лет работаешь в кадре, ведешь, комментируешь, а тут вдруг становишься какой-то безликой фигурой. На первых передачах меня даже в титрах не было. Где-то на третьей или четвертой передаче стали указывать в титрах: «руководитель программы». Хотя, конечно, это очень интересно: придумать и смотреть, как твою идею воплощают другие и помогать им. Я называл это «эффект папы Карло».

Время шло, а ведущих у нас по-прежнему не было. Тогда решили попросить в редакции иновещания. Там ребята языки знают. Нам представлялось, как ребята прямо в эфире станут срывать с телетайпов телеграммы зарубежных агентств и читать на камеру самую свежую информацию. Предложили в ведущие Сашу Любимова, Диму Захарова, Олега Вакуловского и Влада Листьева. И в голове у меня возникли образы ведущих: шармер, тедди-бой и знайка. Непонятен был только образ Олега Вакуловского.
Ведущие "Взгляда" Александр Любимов и Александр Политковский
Когда Дима Захаров появился в дверях молодежки, я понял, что человек пришел ко мне совершенно зря, телевидение не для него. Дима сел, и буквально первое, что произнес: «Вы неправильно делаете телевидение». Это мне так понравилось, такой уровень наглости. И он объяснил, ссылаясь на авторитеты, почему мы неправильно делаем телевидение: на какой минуте гаснет зрительское внимание. Хоть работа с ним невероятно вязкая, мне нравилось работать с Димой. Он человек редкой принципиальности, упертости и преданности.
«Вы неправильно делаете телевидение»
Саша Любимов всегда был в куртке и с рюкзаком. В рюкзаке, по-моему, находилось все его имущество, потому что он никогда не знал, где будет ночевать. Мы говорили, что он, как турецкий рабочий, все свое носит с собой. Саша любил потусоваться с друзьями, с музыкантами. Но это не мешало работе. Бешеную ненависть он вызвал, заявив с экрана: «Мое поколение любит пить пепси-колу». Как на него все набросились: тогда пепси-кола была символ разврата.
«Мое поколение любит пить пепси-колу»
Как ни странно, для меня номер один был Дима, потом Саша, и лишь на третьем месте Влад Листьев. И никто на него не ставил! Влад был удивительно пластичен и со всеми поддерживал хорошие отношения. Он был красив, хорошо одет. Но первое время мне казалось, что он не очень умный. Он был наименее подготовлен, знал меньше, чем ребята. Он иногда мог сострить так, что хоть святых выноси. Но обаяние Влада перевешивало все его недостатки.
«Толя, я тебя прошу, убери этих гадов с экрана! Я тебе за это пол-литра поставлю»
Еще до окончания первого выпуска я понял, что мы провалились. Непонятно, о чем, непонятно, зачем. Вина была моя: уйдя в организационно-административную работу (без которой, правда, вообще ничего не получилось бы), я потерял из виду общую картину.

Володя Ворошилов был безжалостен: «Говно… Так и течет сквозь пальцы. Что вы хотите? Есть «Огонек» Коротича для интеллигенции, есть теле-«Огонек» с Молчановым… Поляна интеллигентного зрителя занята. Тебе нужен зритель грубый, простой, активный». Собственно, этой позиции придерживались и Эдуард Сагалаев, и вся команда «Взгляда» (хотя команды как таковой еще не было).

Мне позвонила моя соседка: «Толя, я тебя прошу, убери этих гадов с экрана! Я тебе за это пол-литра поставлю». Передача выходила несколько раз без названия. Мы объявили конкурс на название, и пришли тысячи вариантов. Эдику понравилось слово «Взгляд». Я возражал, потому что в этом слове идет подряд четыре согласных: «в», «з», «г», «л». Но Эдик уперся. И программа, месяца через два после своего появления в эфире, получила название «Взгляд».

Музыка была основным протестным содержанием

Поначалу основные скандалы возникали вокруг музыки. Меня восхищало, как особо бдительные товарищи искали компромат. У нас звучали Шевчук, Цой, в третьей передаче появился Гребенщиков с клипом «Полковник Васин приехал на фронт». У одних она вызвала страшный гнев, а другие нам говорили «спасибо».

Наверное, самый большой анекдот произошел с песней Аллы Пугачевой «Эй вы, там, наверху!». Выдали мы песню на «Орбиту», и тут же на режиссерском пульте затрещал телефон прямой связи с руководством: Оказалось, в этот день Бориса Ельцина освободили от должности первого секретаря МГК КПСС.
Музыка в передаче зачастую несла главную нагрузку и, пожалуй, была основным протестным содержанием. Как реагировали на песню «Наутилус Помпилиус» «Гороховые зерна»: наверху – с ужасом, а внизу – с восторгом! А на песни Юрия Шевчука! Это, наверное, покажется смешным, но по сей день для меня нет важнее двух песен: «Комсомольцы-добровольцы» (песня моей юности) и прозвучавшая во «Взгляде» «Родина» Шевчука («Родина. Еду я на родину, Пусть кричат – уродина, А она нам нравится, Хоть и не красавица…»).

«Полуночные гадёныши»

Мы стали уходить от молодежных тем и все больше затрагивать серьезные проблемы: армия, нехватка продуктов, тяжелые условия труда, взятки, роль партии в обществе. Нам все время внушали: занимайтесь молодежной тематикой, не лезьте во «взрослые» проблемы. «Взгляд» был создан как молодежная информационно-развлекательная программа, но постепенно стал программой политической.

У ведущих появилось прозвище – не помню, кто его придумал, – «Полуночные гаденыши». Потому что передачу сдвинули на 23.30. Как мы говорили – специально, чтобы уснули члены Политбюро. Иногда передача затягивалась до трех часов. Это было невозможно на телевидении! А нам давали дополнительное время. Народ звонил ночью и какие мысли высказывал!

Все время нас пытались заставить выходить в записи, чтобы легче было отредактировать. А если вживую, всегда есть оправдания: оговорился, сорвался сюжет, интонационно неверно поставил точку. Мы же все время врали. Но все-таки «Взгляд» продолжал выходить в прямом эфире – пару раз только поставили повтор программы.
Александр Любимов, Владислав Листьев и Дмитрий Захаров в студии "Взгляда"
«Только что пришло сообщение: власть коммунистов в Чехословакии пала!»
Во время событий в Чехословакии в 89-м у нас шла в эфире передача. В студии был Егор Яковлев (в качестве гостя), из ведущих Саша Любимов и двое молодых (студенты МГУ).

В Чехословакии начинаются революционные события, а информации никакой, потому что здание парламента оцеплено, телефоны отключены, и связи нет. До того на молодежном фестивале в Пхеньяне мы познакомились с журналистами из Чехословакии… В общем, как только их свергли, чешская журналистка нам сообщила. Я Любимову по телефону: «Свергли!» Любимов тихонько говорит Егору Яковлеву: «В Чехословакии свергли коммунистов!» А Егор давно был связан с Чехословакией, работал там. Егор отказался выдавать это в эфир, потому что нет сообщения ТАСС. И тогда Саша говорит: «Только что пришло сообщение: власть коммунистов в Чехословакии пала!»

На пульте в аппаратной стояли несколько телефонов. И у меня было ощущение, что все они подпрыгнули: «Дзиииииинь!» Эдуард Сагалаев, возглавлявший программу «Время», наши зампреды: «Откуда информация?! Кто разрешил?! Где согласование?!» Я говорю: «Слушайте «голоса», сообщат».

«Руки в карманы и хамишь президенту страны»

«Взгляд» стал, если можно так сказать, одним из нервных центров того времени. Нам люди писали, жаловались, у нас просили помощи, с нами делились мыслями.

Примерно в это время к нам привели Михаила Горбачева. Он встречался с коллективом «Останкино», потом осматривал телецентр, и мне сказали: «Беги скорее, его в вашу студию сейчас заведут». Горбачев стал нас упрекать: «Почему вы выступаете против президента?»

Ему Саша Политковский говорит: «Михаил Сергеевич, а вы меньше слушайте своих генералов. Они вам еще не то расскажут и когда-нибудь они вас подведут». Что, кстати, в дальнейшем и произошло. А я сказал: «Михаил Сергеевич, мы в общем поддерживаем линию Горбачева. Но когда президент отходит от линии Горбачева, мы начинаем критиковать президента». Потом мне кто-то сказал: «Это же президент страны, а ты – руки в карманы и хамишь».
Анатолий Лысенко и Михаил Горбачёв (справа) в телецентре "Останкино"
«Смотрите сегодня после программы «Время» специальный выпуск, посвященный выборам»
На выборах народных депутатов СССР появилась альтернатива. В московском округе два кандидата: Ельцин и поддерживаемый властями Евгений Браков, директор завода Лихачева. По второй, московской, программе шел диспут. Ельцину звонили в студию, чтобы сказать, какая он сволочь, а Бракову, чтобы похвалить. На следующий день во «Взгляде» доверенное лицо Ельцина мой будущий шеф Михаил Никифорович Полторанин сообщает, что звонки были сфальсифицированы горкомом партии.

Программа «Время». На экране появляется диктор Юрий Ковеленов и с некоторым удивлением читает примерно такой текст: «Вчера в молодежной программе «Взгляд» был допущен выпад в адрес наших коллег со второго канала. Их обвинили в фальсификации. Проведено расследование…» Показываются какие-то фрагменты. Какие-то люди, которых почти не видно (их лица в тени), говорят: «Я звонил!» «Смотрите сегодня после программы «Время» специальный выпуск, посвященный выборам», – объявляет Ковеленов. За все время, что я проработал на телевидении, ничего подобного не случалось. Чтобы телевидение само себя опровергало, да еще таким образом, да еще спецвыпуск после программы «Время».
«Взгляд» заложил основу очень многого на телевидении: манера подачи материала, монтажа, съемки. Мы оказались в нужное время на нужном месте. Мы жили этим.
28-го июня 1990 года я провел свой последний «Взгляд». Мой уход был молниеносным. Переговоры шли недельки полторы-две. Борис Николаевич подписал указ о создании ВГТРК.

Передача была про жизнь, про то, что волнует. Прежде мы работали на телевидении, конструировавшем жизнь: там не было катастроф, не было бедных и несчастных, а передачи вели только серьезные люди в галстуках, которые не высказывали свое мнение, а предоставляли слово кому-то. До «Взгляда» любое слово, произнесенное с экрана, было, по сути дела, командой, инструкцией, директивой: «так надо». «Взгляд» доказывал, что возможны варианты: «это не совсем верно», «есть еще другая точка зрения». И это производило впечатление.
Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Владислав Листьев работают над сценарием. 1988 г. РИА Новости / С.Птицын
Я думаю, что автором передачи, как ни странно, был зритель. Зритель своими звонками в студию подталкивал нас к каким-то темам.

Что стало причиной исчезновения «Взгляда»? Наверное, время. Конечно, были внутренние конфликты. Были обиды. Но главное – ушла историческая необходимость. Да и вообще политические передачи не бывают вечными.

ВГТРК

Я всю жизнь работал редактором-консультантом. Потом был «Взгляд», и вдруг я стал генеральным директором ВГТРК, заместителем министра печати России. В общем, чиновничью карьеру я начал в 54 года.

Председателем ВГТРК я быть не хотел. Олег Попцов, ставший председателем, всегда говорит: «Ты предпочитаешь быть серым кардиналом». Мне интереснее делать дело и порой ощущать, что я могу сделать даже больше, чем те, кто на поверхности. Мне не хотелось быть первым. Может, это действительно некий комплекс кардинальства? Мне, кстати, очень нравится кардинал Ришелье. Я предпочитаю быть не королем, а кардиналом.
Председатель правления РИА "Новости" Владимир Марков (слева) и председатель ВГТРК Олег Попцов. 1995 год. РИА Новости / К.Карташьян
«Полевая студия Российского телевидения начинает свою работу»
Мы были все вполне благополучные люди, когда уходили в ВГТРК. На нас смотрели, как на идиотов. Почему шли? Кто-то просто симпатизировал мне. Другие понимали, что я буду делать современное, непартийное, неидеологизированное телевидение – все-таки у меня уже была репутация человека, сделавшего «Взгляд».

Понять тех, кто не перешел к нам, можно легко: первый канал – это первый канал. Он и психологически первый. А тут какое-то Российское телевидение. Неизвестно, что там еще будет и когда. Никто из нас, и не из нас тоже, не имел опыта запуска канала. Тем более в такой ситуации, когда нет ничего! Телевидению поставили задачу выйти 13 мая 1991 года. Но у нас нет никакой технической возможности это сделать.

Мы проводим совещание, на котором я предлагаю: «Давайте сделаем так. Устанавливаем камеры во дворе, натягиваем брезент, ставим канцелярский стол, стул. За столом сидит Света Сорокина и произносит: «Полевая студия Российского телевидения начинает свою работу». Идею все поддержали. Через полтора часа – звонок: нам предлагают студию. Значит, нас очень внимательно слушали и поняли, что грядет грандиозный скандал.
У меня был шикарный кабинет: облезлый стол в клеенчатой обшивке и три стула
В итоге мы подписали с Леонидом Кравченко, возглавившим Гостелерадио СССР, соглашение, по которому за нами закреплялась студия и нам выделялось энное количество техники, а также ежедневно часа три времени, но дробно: три блока в день.

Вечером и утром – информационная программа, и один дневной блок. Приезжаем на Ямское поле, в Министерство строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР. Пятиэтажное здание, в котором прежде располагались строительные управления ГУЛАГа. Мы оказались в голом здании: кто на подоконнике сидит, кто на газетах. У меня был шикарный кабинет: облезлый стол в клеенчатой обшивке и три стула.
Аппаратная студия канала РТР на Шаболовке. 1993 г. РИА Новости / Виталий Савельев

Первые программы второго

В ВГТРК, особенно в самом его начале, я еще раз убедился, что чем ты беднее, тем изобретательнее…

На чем мы могли обыграть первый канал? На информации: программа «Время» – горбачевская, прокремлевская, а мы – проельцинские. Мы хитро придумали выходить с выпуском «Вестей» в 20 часов. В 21 час программа «Время» уже не смотрится. А опровергнуть нашу информацию они еще не успеют. Это была позиционная война. И на войне, на контринформации стали зарабатывать очки.
У «Вестей» появилась заставка с несущимися лошадьми, которая, кстати, была нарисована неправильно. Если так запрячь лошадей, они вырвутся. И иногда этих лошадей действительно несло.

Мы могли привлечь зрителя музыкой, тем более что у нас – гуру рока Тема Троицкий и склонный к альтернативной музыке Сергей Антипов. Очень хорошая была «Программа «А». Мы давали неожиданную для телевидения того времени музыку, в том числе андеграундную.

После путча 1991 года

За один день мы получили весь второй канал. Хотя, конечно, нужно было забирать частоту первого канала. Но тогда, буквально сразу после путча, его возглавил Егор Яковлев, а Егора не хотелось никому обижать. Мы взяли в свое подчинение все местные комитеты Всесоюзной телерадиокомпании, расположенные на территории России (нынешние региональные отделения ВГТРК), и теперь надо было руководить еще ими.
Ведущий, было ему 10 лет, с микрофоном как-то проскользнул через охранников и пробрался к Ельцину
Огромное удовольствие получал я от нашей детской программы, называлась она «Там-там новости». «Там-там новости» делали ребята лет 10-14: сами брали интервью, участвовали в монтаже, озвучивали, работали в кадре. Причем это были не дрессированные дети моего пионерского детства, а нормальная шпана.

Помню, во время какого-то празднества их ведущий, было ему 10 лет, с микрофоном как-то проскользнул через охранников и пробрался к Ельцину. Надо было видеть лица охранников и самого президента. Борис Николаевич журналистов не жаловал, и уж давать интервью на ходу – об этом и речи быть не могло. А тут он от удивления на полном серьезе беседовал со столь необычным интервьюером и даже ответил на вопросы о семье, чего терпеть не мог. Потом мне рассказали, что он все время восхищался: «Вот шпана, молодцы!»
Дима Захаров перенес на ВГТРК свою передачу «Веди», посвященную истории страны, а потом создал удивительную программу «Автомиг» для автомобилистов, которых становилось все больше в стране. Вела ее Лена Шмелева, совсем тогда еще девчушка, в крутой кожанке-косухе. Ее фраза, которой заканчивалась программа: «Удачи на дорогах!», вошла в фольклор.

Мы создали очень достойную спортивную редакцию. Стали показывать на нашем канале «Формулу 1», но она не всем нравилась. Сегодня, когда мы видим, какой рейтинг у этих программ, какое выходит количество журналов, посвященных «Формуле 1», как популярны ее пилоты, я понимаю, что мы открыли для России еще один вид спорта.
Кстати, мы же стали крутить и программу, посвященную играм NBA. Мне звонили серьезные люди, занимавшие министерские посты, и спрашивали: «А нельзя побольше показывать?» Потому что это – баскетбол высочайшего класса.

А «Кубок Кремля» по теннису? Казалось – совершенно нетелевизионный вид спорта. Впервые на российском телевидении теннис показывали в таких объемах. Думаю, что сегодняшняя популярность тенниса и российские успехи в нем в какой-то мере и заслуга нашей спортивной редакции.

Яма

Нам не хватало помещений в здании на улице Ямского поля (Яме). Компания развивалась быстро, и становилось все теснее и теснее. Мы обратились в правительство с просьбой выделить нам помещение. В качестве одного из вариантов называлось здание министерства мелиорации на Ленинградском проспекте. Само министерство то ли ликвидировалось, то ли реорганизовывалось.

Мы еще хотели прибрать к рукам здание циркового училища напротив нашего корпуса на Яме. Училище начали строить еще при Никите Сергеевиче Хрущеве, потом стройка приостановилась. За четверть века все проржавело, и страшный остов годился только для съемок фильмов ужасов. Строители сказали, что разбирать и собирать его будет невероятно сложно, и мы не потянем. Сегодня на месте этого здания стоит новый корпус ВГТРК, и я доволен, что его удалось все-таки построить.
Я предложил поставить отбойные стены, чем потряс строителей
Здание ВГТРК на Яме, если смотреть сверху, выглядело буквой «Е». И однажды мне приснилось, как его перестроить: закрыть перегородками два просвета в букве «Е», что даст нам дополнительные помещения. Строители считали, что ничего не выйдет: рядом расположены жилые дома, и, если мы начнем рыть, может все поползти.

Тогда я предложил поставить отбойные стены, чем потряс строителей (а мы это в институте проходили). Отбойные стены не позволяют грунту двигаться. Строительство длилось очень долго, но в итоге все-таки ВГТРК получила новые площади. Правда, я к тому времени уже из компании ушел.

В октябре 93-го

Сентябрь и октябрь 1993 года были самым тяжелым временем, стоившим мне многих седых волос.

Когда начался штурм «Останкино» и грузовик пробил стеклянные двери, председатель «Останкино» Вячеслав Брагин отключил первый канал, хотя «Останкино» спроектировано с учетом непредвиденных обстоятельств, там десятки степеней защиты, 3 или 4 студии, в которые даже танки не ворвутся. Можно было вести вещание. Но он на всякий случай отключил все – от страха, что захватят бунтовщики.
Наш канал был единственным, который работал в ночь с 3-го на 4-е октября
А до того я заехал на Шаболовку, которая в то время оказалась практически заброшенной, вещания оттуда почти не было, все шло из «Останкино». И наши некоторые программы, в том числе «Вести», выходили из «Останкино».

Я посмотрел – охраны никакой, и я сказал нашему техническому директору Стасу Буневичу, чтобы он на всякий случай приготовил резервный центр на Шаболовке. Мы звоним министру связи и просим переключить вещание на Шаболовку.

Когда в Верховном Совете, в котором отключили электричество и в темноте проводили заседание, объявили, что захваченное «Останкино» прекратило свою работу, все закричали «ура». И есть такая легенда, а некоторые говорят, даже есть запись, что в этот момент кто-то подошел к Хасбулатову и сообщил, что работает второй канал. «Это пиз…ц», – сказал Руслан Имранович.
Наш канал был единственным, который работал в ночь с 3 на 4-е октября.

Программа передач

Очень люблю передачу «Городок». Илья Олейников приходил ко мне несколько раз. Сначала во «Взгляде». Он тогда выступал в паре кем-то другим, и было это пошловато. Потом мне ребята сказали, что в Питере он стал работать с Юрием Стояновым. «Городок» – программа о жизни малого города.

С такой формулировкой ее приняли к просмотру. Через две минуты на просмотре раздалось первое «ха-ха-ха». А к середине программы уже смеялись все. Я очень доволен, что Илюша и Юра много раз получали ТЭФИ, стали народными артистами.

Георгий Делиев и Александр Тарасуль. Одесситы предложили нам «Джентльмен-шоу» и «Маски-шоу». Успех был сумасшедший! Кстати, первый конкурс «Евровидения» делали мы.Программа «Аншлаг» тоже сначала была очень хорошей. На нашем канале вышли последние выпуски легендарной программы «Вокруг смеха». Мы собрали всех юмористов.
Илья Олейников и Юрий Стоянов. РИА Новости / Юрий Абрамочкин
Актеры снимались за копейки, костюмы были из подбора, обувь – дырявая, юбки – рваные сзади
Не менее сложной была и история пришествия к нам сериалов, в частности, «Санты-Барбары». «Санта-Барбара» первоначально планировалась на полгода, потом на год и т.д. За десять лет Санта-Барбара стала второй родиной для наших телезрителей.

Сериалов тогда на советском телевидении не было. На советском телевидении снимались многосерийные фильмы. Мы не знали технологии съемок сериалов. Наши ребята ездили в Мексику и, вернувшись, рассказывали о том, как там снимают в день по три-четыре серии. Александр Митта, который тогда преподавал в Германии, привез мне в подарок немецкую книгу «Технология производства сериалов», которую наши старательно переводили.
Мы стали снимать вторую и третью часть сериала «Петербургские тайны» (первая была снята еще в «Останкино»). Сериал – заслуга телевизионного патриарха, режиссера Пчелкина.

В «Петербургских тайнах» снимались лучшие актеры. Актеры снимались за копейки, костюмы были из подбора, обувь – дырявая, юбки – рваные сзади. Но сериалов стало сниматься все больше и больше. Тогда появились «Короли российского сыска» с Арменом Джигарханяном, были завершены работы по сериалу «Королева Марго».
Заставка американского сериала "Санта-Барбара", полюбившегося российским зрителям
Рожденный в нищете сериал оказался живучим
Интересная история сериала «Улицы разбитых фонарей». Сергей Скворцов рассказал мне, что есть предложение Дмитрия Рождественского из «Русского видео» снять сериал по книге Кивинова. Поскольку я помнил, что Кивин – это из КВНа, я сказал, что человека с такой фамилией не может быть, это розыгрыш.

Но меня заверили, что такой человек есть, живет в Питере и возглавляет убойный отдел. Книга оказалась интересной, мы решили попробовать, но денег не было. Кое-как нашли и за четырнадцать тысяч долларов (сейчас это звучит анекдотично) сняли первую серию. Ее, кстати, до сих пор показывают, хотя звук там отвратительный. Рожденный в нищете сериал оказался живучим. В конце 96-го года вся команда с РТР ушла, а сделанные работы были завершены и показаны на других каналах.

Старые знакомые

Олег Попцов был освобожден от должности в феврале 1996-го. На место Олега был назначен Эдуард Сагалаев.
Я прекрасно знал Эдика и знал коллектив, процентов 90 которого я подбирал сам. И понимал, что конфликт будет неизбежным, о чем ему и сообщил. Хотя он и сам это понимал.

Когда все руководство собралось в ресторане по его приглашению, он сказал примерно следующее: «Все в значительной мере будет определяться моими взаимоотношениями с Толей. Но так как я с Толей знаком много лет, мы найдем общий язык». Когда мы вышли из ресторана, Владик Муштаев, первый зам, с которым мы дружили, произнес: «Толя, все кончилось. Через полгода нас здесь не будет».

На 5-летие с момента начала вещания ВГТРК на Шаболовку приезжал Ельцин. Он осмотрел здание, а потом вручил нам ордена. Уже было ясно, что я уйду. Борис Николаевич сказал обо мне хорошие слова. Он сказал, что, наверное, работа компании была бы немыслима без Лысенко, который, придя на второй канал, привнес все, что он умеет. Я очень растрогался.

Анатолий Лысенко с первым президентом России Борисом Ельциным
Воевать с Эдиком я не стал, потому что это привело бы к развалу компании
И где-то в августе, в самый-самый разгар конфликта с Сагалаевым, мне позвонил Николай Гончар – он, бывший руководитель Моссовета, был тогда депутатом Госдумы: «Почему бы тебе не подумать о московском телевидении?» Дожил… Московская программа была «Студией Довженко» на ТВ. Я сказал, что должен подумать, и месяц думал.

Потом позвонил Владимир Ресин, с которым у меня были хорошие отношения и к мнению которого я прислушивался. Он тоже предложил Москву. Мне советовали уйти несколько людей из высоких инстанций, которые понимали, что неизбежна война...
Воевать с Эдиком я не стал, потому что это привело бы к развалу компании. Я отношусь к ВГТРК, как к ребенку. Точно так же «Взгляд» был моим ребенком.
Борис Ельцин и Эдуард Сагалаев.
РИА Новости / Юрий Заритовский
Я знал, куда я ухожу, имел карт-бланш на то, чтобы взять часть команды с собой. Это фактически ответственность за тех, кого ты приручил. Со мной на ТВЦ ушли человек 15. Мне было приятно, что кто-то уходит. И было чисто по-человечески понятно, что кто-то не уйдет, поскольку жизнь уже устроилась, а тут надо начинать все сначала.

ТВЦ

Когда я ушел из ВГТРК, до 60-летия мне оставалось меньше полугода, и можно было на этом карьеру заканчивать, переходить в консультанты или писать сценарии. Но черт меня дернул пойти дальше – в Правительство Москвы и на ТВЦ. Хотелось авантюр. И это была авантюра.

Каждый из пришедших на канал мог составить гордость любой компании. У нас стали работать очень мощные журналисты: Михаил Леонтьев, Леонид Млечин, Ольга Романова, на мой взгляд, лучший экономический журналист, Виктор Белицкий (медицинская передача «21 кабинет»), Лев Бруни – эталон журналистики, европейской журналистики. Спортивным вещанием занимался Сергей Ческидов. Кино – Маша Старостина и один из самых удачливых продюсеров Сергей Жигунов. Художником в компании стал лучший сценограф страны Борис Краснов.
«Ты зачем парню жизнь портишь?» – кричал мне по телефону Игорь Голембиовский
Особенно хочется сказать о Леониде Млечине. Леня не политический боец, хотя имеет очень твердые политические убеждения, не скрывает их и не отходит от них. Его стихия – история. Он пришел на телевидение с должности, ни много ни мало, замглавного редактора «Известий» – должность в журналистском мире «генеральская».

«Ты зачем парню жизнь портишь? – кричал мне по телефону Игорь Голембиовский, тогдашний главный редактор «Известий». – Он газетчик до мозга костей». Оказалось, что он и телевизионщик от Бога. Что поражает меня в Лене – это работоспособность: 3-4 книги в год, десяток передач, несколько фильмов. За всем этим – гигантская работа в архивах. При такой нагрузке я никогда не видел вышедшего из себя Млечина.
Леонид Млечин в студии ТВЦ, 2000 г.
РИА Новости / Олег Ласточкин

Начало вещания

Канал вышел в эфир в июне 1997 года. Сначала в экспериментальном режиме, поскольку запускать новый телевизионный канал летом бессмысленно. А с сентября мы рассчитывали перейти к вещанию в полном объеме. Чтобы у информационных программ был рейтинг, мы начинали выпуски новостей за пять минут до новостей на других каналах.

Гордостью компании, одной из наиболее цитируемых, стала публицистическая ежедневная программа «На самом деле», которую вели Ольга Романова и Михаил Леонтьев. Авторы были жестки, а порой жестоки, но никогда в их передаче не было «черного пиара». Самодостаточные и независимые ведущие, оба личности, оба упертые, оба знающие, ревнивые к успеху друг друга – непростой коктейль, но зато качественный!
Мы начинали выпуски новостей за пять минут до новостей на других каналах
Довольно быстро – месяцев за шесть-семь – нам удалось добиться хороших рейтинговых показателей, и мы стали соревноваться, кажется, с ВГТРК, потому что НТВ тогда было недосягаемым.

Назвать мы хотели канал ЦТВ. «Центральное телевидение – Москва». Но в итоге назвали ТВЦ. Канал нам удалось сделать. От замысла к запуску – минимальное время!

Не только ТВ

Возникла интересная идея кинопроизводства: производство фильмов по заказу Московского правительства.
Вообще кино мы занимались довольно активно. Что-то из начатого в ВГТРК продолжалось на ТВЦ, что-то запускалось новое. Интересная история вышла с фильмом «Барак». Я лежал в больнице, ко мне приехал Леонид Ярмольник со сценарием. Я прочитал сценарий несколько раз и буквально «увидел» этот фильм.

Вообще-то кинопроизводство не входило в обязанности нашего комитета, но уж больно интересное дело. К тому же мы тогда загорелись идеей воссоздать в Москве кинопоказ – в 90-е кинотеатры гибли один за другим, превращаясь в магазины, кафе, автосалоны и просто развалины.

«Перед уходом захотелось схулиганить»

Период нашей взаимной влюбленности с Юрием Лужковым закончился, и дороги разошлись. Потеря реальности стала чувствоваться. Поначалу с канала убрали Андрея Быстрицкого, который отвечал за публицистику и информацию – дескать, слишком интеллигентен. Потом Миша Леонтьев пришел и сказал: «Я ухожу». Окружение Лужкова сильно нападало на Мишу, на Олю Романову, но Юрий Михайлович их поддерживал.

Требования типа «надо наносить ответный удар» и «мало даете в эфир Юрия Михайловича» особенно участились с приходом в московское правительство Сергея Ястржембского. Он опытный человек, у нас были хорошие отношения, когда я работал в ВГТРК, а он – в департаменте информации и печати МИД. Но здесь получилось иначе: то ли ему мои слова передали, то ли он выполнял поручение определенных кремлевских кругов, но, как бы там ни было, резко усилилась агрессивность в проведении предвыборной компании. И начали разбегаться журналисты.
Юрий Лужков (в центре) и Анатолий Лысенко
«В совет войдете вы, я, Лисовский…»
Положение уже было такое, что надо было уходить. Юрий Михайлович избегал встреч со мной. Ястржембский тоже, ссылаясь на занятость. И вдруг Ястржембский возвращается из командировки и приглашает меня: «Анатолий Григорьевич, мы вчера говорили с Юрием Михайловичем, обсуждали новый состав совета директоров ТВЦ. В совет войдете вы, я, Лисовский…» И называет еще несколько человек. Из этого набора было ясно, что руководить каналом будут люди Лисовского. Юрий Михайлович прекрасно знал, что с Лисовским я работать не буду.

Я сказал Ястржембскому, что в совет не войду, дождусь приезда Юрия Михайловича и буду говорить с ним. Буквально через час Ястржембский собрал пресс-конференцию и сообщил об изменении в составе совета директоров. Ястржембскому задали вопрос: «А как же Лысенко?» Он ответил, что Анатолий Григорьевич не проявил заинтересованности, но, если он захочет войти в совет директоров, двери для него всегда открыты.

В следующие несколько месяцев я уже мало в чем принимал участие. Мне назначили зама, который фактически перенимал дела. Я подал заявление на отпуск – за все годы я ни одного дня в отпуске не был, и ушел месяца на четыре, написав еще одно заявление – с просьбой освободить меня от занимаемой должности с 1 апреля. В день смеха – захотелось схулиганить.

Анатолий Лысенко

Мне не жалко тех лет, что я проработал в московском правительстве, потому что я получил огромный опыт управленческой работы. И результат работы был налицо: созданный новый канал, снятые фильмы… Я делал канал для города, в котором прожил всю свою жизнь за исключением первых нескольких дней (родился в Виннице).

Создавать новое телевидение оказалось сложно. На старом была идеология, независимо от того, принимал ты ее или нет. Был внутренний посыл, была идея великой державы (пусть и ошибочная). А потом наступил виток самоуничижения: немощная страна, все нас унижают. Но и это постепенно проходило.

Когда я пришел на ТВЦ, период смутного времени уже заканчивался. В политических репортажах, на митингах практически не видно было молодых лиц ни с той, ни с другой стороны. Они были заняты: работали, зарабатывали. Они не ждали решения выездной комиссии, а, когда хотели, ездили отдыхать на Мальдивы. Они гоняли на джипах, ужинали в дорогущих ресторанах, иногда даже постреливали друг в друга. Но это уже было поколение, которое рассчитывало только на себя. И я понимал: когда эта часть населения станет определяющей, начнется новый и очень быстрый подъем. Для этих ребят, думал я, и будет работать наше телевидение.
Анатолий Лысенко, Маргарита Эскина и Александр Пономарев

Я пробыл пенсионером целых 2 месяца, а потом телевидение снова вернулось в мою жизнь. Позвонил Александр Пономарев, который тогда возглавлял канал «Культура», и предложил работу. Он сказал Олегу Добродееву («Культура» – составная часть ВГТРК), что хочет пригласить меня советником. Олег позвонил мне: «Анатолий Григорьевич, я считаю это неправильным». – «Ну, как считаешь, – говорю, – да – да, нет – значит, нет». «Я считаю, – продолжил Олег, – что вы должны быть моим советником». Так закончился мой «пенсионный период».

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО

В 2002 году Анатолий Григорьевич Лысенко основал и возглавил Международную академию телевидения и радио, объединяющую журналистов разных стран, которые решили наладить творческое взаимодействие и сотрудничество, преодолевая границы и расстояние.

Много времени занимает работа в Международной академии телевидения и радио – я ее президент. При довольно скептическом моем отношении к слову "академия": сейчас действительно академий очень много - есть две киноакадемии и три телевизионные. Смысл названия нашей был условным.

В нашу Академию объединяются журналисты и большое количество опытнейших технарей, которые стояли у истоков телевидения и те, кто продолжают работать сегодня. К сожалению, телевидение беспамятно. Исчезает память о таких людях. Академия существует для сохранения этого опыта и его распространения. Важно, что люди чувствуют себя нужными, они востребованы. И их опыт – тоже.

Академию мы создали вместе с группой ветеранов для сохранения опыта и его распространения – сегодня мы проводим международные конференции, встречи русскоязычной прессы, ведем занятия в регионах, устраиваем конкурсы.
К сожалению, темпы развития телевидения достаточно быстрые, и специалисты оказались за бортом чаще всего не по своей воле. Но вместе с ними оказываются за бортом и их опыт, их знания. Второе - с разрывом хозяйственных и культурологических государственных связей пропало единое телевизионное пространство.

Академия - это попытка собрать людей, поделиться опытом, освоить опыт и помочь друг другу. К сожалению, все меньше и меньше становится таких людей. Исчезает память о таких людях. Академия существует, чтобы попытаться сохранить.

Если поговорить с руководством каналов, то корифеи прошлых лет никому не нужны. А если с самими журналистами, то каждый раз после окончания занятий они говорят нашим академикам: «Давайте еще»
Когда люди говорят друг с другом, они не стреляют
Особое место в нашей работе занимают ежегодные международные конференции на тему «Терроризм и электронные СМИ».

Страшное и отвратительное явление терроризма – раковая опухоль современности. Как с ним бороться? Как не дать террористам использовать СМИ в своих интересах? К этой проблеме не были готовы практически нигде в мире. На наши конференции приезжают журналисты, психологи, военные, представители спецслужб из десятков стран.

Мы собираемся на Кипре, месте нейтральном, открытом для всех. Дискуссии бывают весьма жаркие и длятся до глубокой ночи. Надо видеть, как за одним столом ведут дискуссию бригадный генерал из Шри-Ланки, египетский журналист, российский репортер, прошедший Чечню, испанский социолог и генерал Моссада.

На одной из конференций в первый день разгорелся спор между сирийцами и израильтянами, чуть не вылившийся в рукопашную. На заключительном банкете они произнесли тост за здоровье друг друга. Когда люди говорят друг с другом, они не стреляют.

Анатолий Лысенко, 2009 год

ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РОССИИ

Осенью 2012-го в телецентре «Останкино» нашли блок в «Олимпийском комплексе» - это 4-й и 5-й этажи, две студии 120-150 метров. Нам выделили кредит в 600 млн рублей. Кредит мы потратим практически целиком на строительство, вентиляцию, оборудование и т.д.

Порядка двух третей выделенного кредита уйдет на то, чтобы привести студийное и офисное пространство в рабочее состояние.
Когда был создан этот канал, вся эта красота (ньюсрум и прочее) была кухней Останкинского телецентра. Не телевизионной кухней, хочу подчеркнуть, а кухней. И вторая часть была складом хозяйственных вещей. Это мы всё создали с нуля...
Я бы начал вещание Общественного телевидения с одной фразы: «Дорогие друзья! Мы не знаем, чего показывать, мы не знаем, что должно быть его содержанием, мы не знаем толком, что такое общественное ТВ. Но мы постараемся!»

Сейчас не надо ставить гигантские задачи. Первое — надо выстроить просветительское телевидение, а второе — хотелось бы вернуть на это телевидение рассказ о провинции. У нас в стране гигантский "континент" интереснейших людей, психологов, политологов, философов, таланта которых хватило бы на сотни телепередач.

Но они не имеют возможности выйти на телевидение. Надо дать им такую возможность. Третий посыл - это соединение телевидения и Интернета. Самое сложное. Еще встает вопрос, как и о чем предоставлять на канале информацию.
Будем освещать несколько постоянных тем. Первое - волонтерство. На мой взгляд, одна из основ строительства гражданского общества - это волонтерство. В стране появилось огромное количество такого рода организаций.

Второе, мы возьмем тему ЖКХ. И третья тема - рассказ о провинции. Как живут люди в Тверской области? Никто же не знает. О Зимбабве больше материалов можно найти, чем о том, что происходит в Тверской области.

О чем говорят люди на рынке? О чем говорят люди в магазине? О чем говорят люди в детском садике? Если тебе это не интересно- ты никакой не журналист.
Я больше 60 лет занимаюсь телевидением, но никогда раньше не получал столько оплеух, как за годы на ОТР
Раньше была триада: телевидение должно информировать, воспитывать и развлекать. Сегодня информирование - функция Интернета. От воспитания отказались совсем. Осталось только развлечение. А так как федеральные каналы строятся по принципу среднего зрителя, - они же не могут объявить: те, у кого IQ меньше 70, выключите телевизор, - значит, они работают на всех. Вот мы и получили зрителя, которого сманить от развлекухи, от стрельбы очень трудно.

Рейтинг общественного телевидения, а оно является, как раньше называли, общественно-политическим, никогда не побьет рейтинга «новых русских бабок» с голыми ногами.
Вряд ли можно обвинить меня в стремлении вернуться в прошлое. Я больше 60 лет занимаюсь телевидением, но никогда раньше не получал столько оплеух, как за годы на ОТР. Канал пинали все и всюду: справа, слева, сверху, снизу.

У меня был определённый страх о том, что начнутся звонки, начнутся указания. Я не получил ни одного указания сверху. И за это очень благодарен. Говорю это официально, на чём хотите могу поклясться. Бывают замечания не сверху. И, должен вам сказать, что за долгие годы работы на ТВ, в том числе и руководителя, я понял, что самое сложное – это не цензура и не указания сверху, а самое сложное – цензура и указания друзей.
Гостей в ток-шоу «Прав!Да?» всегда предупреждают: «Будете кричать – отключим микрофон!» А ведущим я так и говорю: «Не бойтесь показаться не интеллигентными, делайте замечания». И эксперты быстро понимают: убежденность рождается не децибелами, а мыслью и аргументами.

И программа «Отражение», представляющая новый способ подачи информации, ориентирована на думающую публику, которая присылает нам массу откликов, вопросов, предложений. Ей же адресован и утренний канал «Календарь», где герои далеки от гламура – люди спорта, искусства, производства. Наряду с известными именами может появиться зарисовка, например, о достойном токаре. Николай Александров запустился с передачей «Фигура речи» о нашей культуре, литературе, русском языке.

Качество? Хочется лучше. Но качество никогда не может удовлетворить, потому что если оно удовлетворяет на 100% - все, остановился процесс. Хочется, конечно, и получше, и поизобретательнее, и побогаче!
Коллектив Общественного телевидения России
Долгое время в штате Общественного телевидения был только один человек — я. Команда еще не была собрана. У нас не было бюджета, не было зарплаты. Ничего не было…
После назначения меня генеральным директором Общественного телевидения России комментарий у меня один. Приблизительно такой же, какой дал бы любой боксер, отправленный в нокдаун: "Очухаюсь, - будем думать". Надо собирать команду.

Вы сами понимаете, что люди профессиональные - заняты и востребованы. Их надо выдергивать, а для этого я должен четко понимать условия, на которые их позову. На дворе сейчас не та эпоха, когда создавали ВГТРК, - тогда ни один человек не задал вопрос о зарплате. Да и скандалы начнутся: почему ты сманиваешь у меня людей... Это огромная работа. Невидимая, непонятная, но самая нужная и сложная. Так что - будем работать. Разочаровываться, очаровываться, проигрывать и побеждать. Но работать.

Главный критерий, когда мы набирали людей, два: профессионализм и порядочность.
Расскажите об этом друзьям
РЕДКОЛЛЕГИЯ

Изабелла Пашинян
Светлана Суханова
Яна Дорохова
Виктория Костомарова
Евгений Кузин
Марина Кузьмичева
Лейла Мустафаева
ДИЗАЙН

Иван Барило
Евгений Зайцев
ФОТО

РИА Новости
Архив ОТР
Архив IATR
Архив А.Г. Лысенко
ИСТОЧНИКИ

«Анатолий Лысенко: ТВ живьем и в записи», Лысенко Анатолий Григорьевич, издательство: ПРОЗАиК, 2011 г.

«Пять слагаемых успеха. Анатолий Лысенко», документальный фильм: культурно-просветительский центр «Наша артель», 2021 г.

«Академики в теле», издание «Российская газета» - Федеральный выпуск № 0(4814). Текст: Сусанна Альперина, Елизавета Тренева, 17.12.2008 г.

Выпуск программы «Линия жизни. Анатолий Лысенко», «Россия-Культура», 2017 г.

«Анатолий Лысенко: «После меня – пшик!..»», издание Кубанские новости, автор Виктор Терентьев, 11.11.2015 г.
Made on
Tilda